|
Наши услуги
LMPanel error: Невозможно подключиться к серверу... dev.sws.ru/sskript/downlbase.php?host=vmprofil.ru
|
 |
|
 |
|
История, происхождение кровли |
Самые первые кровельные конструкции жилищ должны были защитить человека от ветра, холода, осадков. Это были навесы из скал, под которыми древние люди поддерживали постоянный огонь. Первобытные охотники строили сооружения, похожие на односкатные кровли из веток и кругляка, которые служили защитой от ветра и дождя. Потолок уплотняли травой или вереском.
Крыша и кровля неразрывно связаны с обликом жилища.
Горожане Древнего Египта, например, жили в одноэтажных домах с плоскими крышами, в Двуречье преобладали постройки из кирпича - сырца со сводчатыми крышами. Опорой крыш древнегреческих дворцов служили колонны, на которые укладывали балочную конструкцию, а сверху настилали тростник и обмазывали глиной. Типичный римский дом – "домус", чаще всего имел несколько этажей, внутренний двор в центре с большим отверстием в потолке для освещения, под которым сооружали бассейн. Для стока воды в бассейн крышу делали чуть покатой с небольшим уклоном к центру.
В эпоху средневековья были распространены высокие двускатные и вальмовые крыши под глиняной черепицей. В русских городах деревянные дома имели в основном простые двускатные кровли с деревянным покрытием.
В древности строили землянки с двускатной или вальмовой кровлей, спускающейся до края землянки. С началом возведения вертикальных стен жилище и кровля стали приобретать формы, привычные для современных людей. Конструкции домов в неразрывной связи с крышей и кровлей продолжали свое развитие. Бревенчатая изба постепенно превратилась в дом. И кровля тоже менялась множество раз. Это было обусловлено такими причинами как различные методы строительства, климатические условия, строительный материал доступный в данном регионе. В течение долгой истории развития строительства возникло множество различных форм и конструкций кровель.
В дальнейшем, когда стены жилища начинают строить вертикальными, крыша становится самостоятельным конструктивным элементом. Под влиянием климатических условий и традиций ее выполняют плоской или скатной, а для создания прямоугольного пространства жилища под скатной крышей устраивается потолок, который, в свою очередь, образует чердачное пространство.
Первой рукотворной формой человеческого жилья был шатер. Он имел статичный и простой для возведения каркас. Атмосферные осадки могли легко стекать вниз, а помещения использовались максимально. Не хватало только источника света - окна в поверхности крыши.
В дальнейшем, когда стены жилища начинают строить вертикальными, крыша становится самостоятельным конструктивным элементом. Под влиянием климатических условий и традиций ее выполняют плоской или скатной, а для создания прямоугольного пространства жилища под скатной крышей устраивается потолок, который, в свою очередь, образует чердачное пространство.
Крутая скатная крыша становится наиболее видимым элементом строения, что при оформлении ее с помощью декора и убранства усиливает композиционную роль жилища в застройке.
В средние века, в эпоху романтической архитектуры и готики, городские здания Северной Европы строились с высокими крышами, пространство которых состояло из нескольких используемых ярусов. Кровля имела уклон скатов 45-750. Такие дома сохранились в Германии и странах Балтии до наших дней.
В России допетровского периода города застраивались зданиями с крышами разнообразных шатровых форм или высокими двускатными, силуэт и композиция которых во многом определялась значимостью объекта.
В Италии и других странах Западной Европы в эпоху возрождения с увеличением габаритов помещений и зданий крутизна крыш уменьшалась. В зависимости от конструкции и формы крыши менялся и облик домов. Крыши постепенно теряли свою композиционную роль. В силуэте городской застройки стали участвовать только купольные крыши уникальных построек.
Развитие ренессанса в странах Центральной и Западной Европы тесно связано с формированием французского барокко. Форма крыш получает новое звучание. Теперь они применяются с переменным уклоном скатов от 600 до 7500 и от 100 до 3000, их геометрия определяет не только новую форму, но и иное зрительное восприятие.
В 1640 г. французский архитектор Ф. Мансара вводит эту архитектуру как принцип завершения композиции здания, используя подкровельное чердачное пространство для жилых и хозяйственных целей. Этот чердачный этаж под скатной, крутой, изломанной крышей получает его имя.
На Руси использовали свинцовые листы для покрытия зданий. Известия летописей в отношении свинца полностью подтверждаются находками свинцовых кровельных листов. Остатки свинцового листового покрытия были отмечены во всех строительных центрах Древней Руси. Свинцовые листы кровли прибивались гвоздями к наружной известковой обмазке сводов. В листах довольно часто находили отверстия от железных гвоздей, а иногда и сами гвозди. Длина таких гвоздей примерно 7,5 см; шляпки их круглые или продолговатые, размером около 2,5 см. В некоторых случаях обнаружены гвозди, забитые в своды. Например, в Спасском соборе полоцкого Евфросиньева монастыря в сводах были гвозди с оторванными шляпками. Кованые гвозди без шляпок, находили на поверхности сводов некоторых новгородских памятников первой половины XII в. При реставрации Успенского собора во Владимире выявлены железные гвозди с широкими шляпками, выступавшие над обмазкой сводов и некогда закрепляющие листы свинцовой кровли. Гвозди расположены на расстоянии 53-58 см один от другого. Возможно, однако, что иногда свинцовые листы кровли прибивали не непосредственно к сводам, а к лежащей на них деревянной обрешетке. Так, в Смоленске при раскопках собора на Протоке в 1868 г. была обнаружена "часть свинцовой крыши с остатками сгнившей стропилы", причем "свинцовый пласт был прибит к дереву гвоздем с широкой шляпкой".
Свинцовые листы соединялись между собой с помощью фальца, что удалось отметить на многих найденных фрагментах. Впрочем, свинцовые листы, обнаруженные у ворот княжеского двора в Чернигове, имели не фальц, а простой загиб края, причем гвозди были пробиты именно через эту сдвоенную полосу краев.
Кроме свинцовых листов для покрытия куполов наиболее богатых и парадных храмов употребляли также листы золоченой меди.
В эпоху классицизма и ампира с увеличением высотной застройки, повышением ее плотности и размещением зданий по линии улиц, крыши почти исключаются из сферы зрительного восприятия. Уклон крыши резко понижается, а подкровельное пространство используется в основном для размещения инженерно-технических устройств. Крыши превращаются в утилитарную необходимость, а композиционная роль переходит к фасадной стене здания.
Во второй половине XIX в. и начале XX в., с развитием строительной техники, освоением новых материалов и конструкций в странах Западной Европы вновь применяются развитые формы крыши с использованием чердачных пространств под устройство мансардных этажей.
В начале XX века символом развития архитектурных форм становится железобетон. Геометрические формы конструктивизма и рост этажности полностью меняют архитектурный облик здания и его декоративные элементы. Крыша становится плоской. В качестве элементов архитектурного завершения верха зданий часто используются парапеты с проемами для сквозного проветривания чердачного пространства, террасы или технической надстройки - машинное отделение лифтов и др. В период развития индустриального жилищного домостроения форма крыши как завершающего архитектурного элемента здания была практически полностью утрачена.
|
|
|
Последние новости
9 мая 2009г.
Поздравляем ветеранов ВОВ с Днем победы!
Подробнее >>
|
22 апреля 2009г.
Мы приняли участие в выставке" Строительство 2009"
Подробнее >>
|
24 сентября 2008г.
Выставка "Строительство 2008", Воронеж
Подробнее >>
|
23 апреля 2008г.
26-я межрегиональная выставка строительство - наш краткий отчет
Подробнее >>
|
|